ОБПОУ "Курский государственный политехнический колледж" с 2016 года является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основании приказа комитета образования и науки Курской области от 27.06.2016 № 1-669 "О создании в Курской области базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов" (далее – БПОО). Ее функции связаны с осуществлением ресурсной и координирующей деятельности по реализации, развитию и распространению инновационной образовательной практики инклюзивного профессионального образования, поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов в Курской области. С 2018 года в ОБПОУ "КГПК" функционирует ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования (далее – РУМЦ).
В колледже сформирована доступная образовательная среда для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. В рамках реализации инклюзивного образования сформирована нормативная документация, внесены необходимые изменения в локальные нормативные акты колледжа, регламентирующие организационно-правовую, учебно-методическую, воспитательную и социальную деятельность структурных подразделений по обеспечению инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Значительные меры предприняты по формированию материальной базы. Приобретено оборудование для обеспечения доступности зданий и помещений колледжа: лестничные подъемники, кресло-коляски, столы для инвалидов с нарушениями ОДА, информационные средства доступности (тактильные указатели). Выполнены ремонтные работы по созданию архитектурной доступности (ремонт напольных покрытий учебных классов и коридорных помещений, ремонт входных групп (раздвижные двери, пандусы), туалетных комнат (с полным оборудованием для лиц с ОВЗ).
Для обеспечения доступности образовательного процесса колледж оснащен оборудованием для обучающихся с инвалидностью различных нозологий (нарушения зрения, слуха, ОДА): компьютеры (с адаптированными клавиатурами и мышками), интерактивное оборудование, звукоусиливающая аппаратура, системы увеличения изображения. Оборудована комната психологической разгрузки.
Здания колледжа оснащены трансформируемыми аудиториями для различных задач организации образовательного процесса, учебными кабинетами, приспособленными для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. В организации функционирует электронная система организации учебного процесса, адаптирован официальный сайт колледжа, созданы специализированные разделы "Инклюзивное образование", "БПОО", "РУМЦ".
В ОБПОУ "КГПК" проведена подготовка педагогических и административных работников в целях получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ и организации инклюзивного образования в СПО, в должностные инструкции преподавательского и административного персонала внесены необходимые изменения в связи с выполнением функциональных обязанностей по инклюзивному образованию.
В рамках формирования доступной образовательной среды в колледже определены специальности, профессии, по которым возможен прием на обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп, разработан механизм организации учета этой категории обучающихся на всех этапах образовательного процесса. В результате сформирована база обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с наличием информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, рекомендациях ПМПК, о профессии, специальности, направлении подготовки обучающихся, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе и т.д.
В колледже обеспечена система преемственности среднего общего и среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Заключены договоры о сетевом сотрудничестве с общеобразовательными организациями и организациями высшего образования. С целью организации доступной образовательной среды для обучающихся с нарушением ОДА, а также соматическими заболеваниями с тяжелой степенью течения разработаны онлайн-курсы дистанционного обучения с использованием современных IT- технологий для организации.
На базе ОБПОУ "КГПК" функционирует Региональный центр развития движения "Абилимпикс", основной целью которого является организация региональных чемпионатов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ОВЗ "Абилимпикс".
С целью сопровождения абитуриентов из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ на этапе поступления в профессиональные организации в БПОО создан региональный центр сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью (Региональный центр сопровождения).
Решение задач по трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ осуществляется в рамках Программы профессионального развития выпускников.
Основные направления работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, связанные с построением их индивидуальной траектории развития и карьерного роста, содействием трудоустройству, состоят в следующем:
При проведении мероприятий, связанных с трудоустройством, в колледже организуются встречи с работодателями, а также выпускниками образовательной организации, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни. Ежегодно проводятся дни карьеры, ярмарки вакансий, игры-презентации, направленные на повышение мотивации к труду, экскурсии на предприятия с целью вовлечения в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства.
Колледж предоставляет возможность для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ дополнительного обучения. С целью формирования предпринимательских компетенций проводится обучение по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию и т.п.
Значительный опыт по подготовке специалистов с инвалидностью и ОВЗ накоплен с социальными партнерами – организациями Курской области: АО "Проект "Свежий хлеб", ООО "ДекаМастер", ООО "Реал Инвест", ООО "Промресурс". Результатом такой работы является доля трудоустроенных выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ в общем количестве выпускников данной категории (97%).
Одной из главных задач колледжа в инклюзивном образовании является получение обучающимися с ОВЗ образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования определена максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, что является основой динамики освоения программного материала. Также показателями эффективности реализации инклюзивного процесса является положительная динамика развития подростка, его полное включение в коллектив, стремление и желание идти в колледж; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива, поддержка всех начинаний, предлагаемых в колледже.
В соответствии с комплексной программой реабилитации обучающихся - инвалидов и лиц с ОВЗ педагогическим коллективом колледжа проводится значительная работа, направленная на сохранение здоровья, адаптацию, личностно-ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социальное сопровождение обучающихся-инвалидов.
Адаптация первокурсников с нарушением слуха предполагает не только их адаптацию к учебному процессу, но и интеграцию со слышащими обучающимися. Чтобы интеграция прошла успешно, в колледже созданы условия и проводится целенаправленная работа по формированию личностных контактов. В общежитии колледжа работает клуб "Мой дом", в котором проводятся занятия по программе социальной адаптации обучающихся.
Большим потенциалом с точки зрения интеграции обладает внеурочная деятельность колледжа - это взаимодействие неслышащих и слышащих обучающихся при подготовке и проведении различных конкурсов, концертов, экскурсионных программ, спортивных мероприятий.
Воспитательная деятельность в колледже является особой культурой обеспечения поддержки обучающихся-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в решении таких задач как развитие, обучение, успешная социализация и адаптация к новым условиям. С этой целью разработана Модель формирования социальных компетенций обучающихся ОБПОУ "КГПК", которая охватывает работу со всеми группами обучающихся. Реализация Модели обеспечивается системой занятий со всеми участниками воспитательного процесса, включая обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и содержит следующие этапы:
1 этап - включение первокурсников в адаптационную программу "PROдвижение";
2 этап - (на старших курсах) - использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций);
3 этап - организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора подростком молодежных социальных инициатив, таких как социальное проектирование, участие в работе "Школы куратора".
На первом этапе очень важно создать единую команду, которая понимает социальную значимость своей будущей профессии. Поэтому основное внимание в данной модели уделяется формированию навыка работы в команде, способности ощущать свою ответственность за результат перед коллективом. Овладению данных компетенций способствует проводимая на 1 курсе учебно-адаптационная программа "PROдвижение", первые этапы которой включают участие в лагере студенческого актива "Формула успеха"; в проведении танцевального марафона "Это мы и это здорово"; в фестивале студенческого творчества "Перекресток открытий"; в деловой игре "Communication"; в кинофестивале "Золотая лента"; в выставке социальных проектов "Открытый проект – мы выбираем".
Эта программа начинает работать с первых дней пребывания обучающихся в колледже. Она помогает создать не только академическую группу в условиях инклюзии, но и педагогически организованное студенческое сообщество "Школа радости". Итоги мониторинга проведения первых этапов учебно-адаптационной программы "PROдвижение" показали, что обучающихся - инвалиды наряду со всеми активно принимают участие в мероприятии, наблюдается позитивный стиль общения не только со сверстниками, но и со всеми участниками образовательного процесса. Здесь же идет активный поиск творческого потенциала обучающихся через участие в фестивале студенческого творчества "Перекресток открытий".
Социальные компетенции формируются и на втором этапе реализации Модели. Обучающиеся при педагогическом содействии сотрудников колледжа и старшекурсников создают самоорганизующиеся сообщества по интересам и участвуют в проектной деятельности. Овладение компетенциями продолжается через реализацию социальных проектов: проект научного студенческого общества "Программа научных студенческих инициатив"; фестиваль научно-технического и художественного творчества студентов ПОО Курской области "Содружество молодых"; городская интеллектуально-познавательная игра "Наше время"; молодежный чемпионат по интеллектуально-развлекательным играм "Мега-полис"; международный студенческий центр "Славянское Содружество".
В колледже реализуется программа привлечения обучающихся-инвалидов к участию в спортивных секциях. Обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья по слуху, активно участвуют в спортивных мероприятиях и соревнованиях. По результатам участия в городских и областных спортивных мероприятиях обучающиеся-инвалиды (по слуху) достигают высоких результатов (неоднократно завоевывали призовые места на соревнованиях по велоспорту и толканию ядра).
Для фиксации и оценки продвижения в освоении обучающимися социальных компетенций разработана Карта достижений в освоении обучающимися социальных компетенций. Карта заполняется на каждого обучающегося (в том числе инвалида) в процессе поэтапной организации воспитательной деятельности. В неё вносятся экспертные оценки развития социальных компетенций. Экспертами выступают как сами обучающиеся, так и преподаватели. В ходе реализации творческих дел ведется аудиозапись и видеосъемка, проводится анализ записей с целью оценки коммуникативных компетенций обучающихся. В качестве оценочных материалов используются модульно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся; электронный портфолио; элементы технологии ассесмент-центра.
На третьем этапе обучающиеся привлекаются к деятельности в сообществах, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Они учатся брать на себя ответственность за работу членов команды. Накопленный профессиональный опыт обучающиеся реализуют через студенческие фирмы и бригады, где идет тесное взаимодействие учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Коммуникационный проект "Школа кураторов" – это еще одно студенческое сообщество. "Школа кураторов" является важным звеном в работе с обучающимися-первокурсниками в рамках инклюзивного образования. Команда в составе руководителя и 40 кураторов проводит работу по адаптации первокурсников с инвалидностью и ОВЗ в студенческую среду. Участники "Школы кураторов" берут на себя ответственность в руководстве фирмами и бригадами, работают с первокурсниками над реализацией учебно-адаптационной программы "PROдвижение", участвуют в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды.
Квалифицированную психологическую консультацию и экстренную психологическую помощь обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники могут получить в онлайн режиме, обратившись в психологической службу колледжа, а также используя доступные дистанционные ресурсы: платформа "Skype", чаты "WhatsApp", "Viber", социальная сеть ВКонтакте.
Психологической службой разработана и реализуется программа психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, основными элементами которой являются:
Темы индивидуальных консультаций:
В колледже функционирует психологический клуб "Путь к себе", программа которого направлена на развитие личности обучающегося, формирование механизма самореализации.
сведения о специально оборудованных учебных кабинетах, об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ОБПОУ "КГПК" располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практических и научно-исследовательских работ обучающихся, предусмотренных образовательными программами и обеспечивающей высокий уровень интеллектуального, физического и эмоционального развития.
Питание предоставляется в пределах бюджетных ассигнований обучающимся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих служащих, но не более срока достижения 23 лет.
Для обучающихся и работников колледжа, помимо организации обедов в столовых колледжа, предусматривается также реализация (свободная продажа) буфетной продукции в ассортименте, установленном в соответствии с СанПиНом 2.4.3. 1186-03) на основании: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 37 п. 1,2,3,4); Закона Курской области «Об образовании в Курской области» от 09.12.2013 № 121- ЗКО; постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования».
образовательная организация не реализует образовательные программы начального общего образования, поэтому в соответствии с п 13. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не публикует информацию по данному пункту.
образовательная организация не реализует образовательные программы начального общего образования, поэтому в соответствии с п 13. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не публикует информацию по данному пункту.
образовательная организация не реализует образовательные программы начального общего образования, поэтому в соответствии с п 13. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не публикует информацию по данному пункту.
В общежитиях имеются оборудованные помещения для приготовления и приема пищи.
Интернат в ОБПОУ "КГПК" отсутствует.